С 2015 г. привычные красные книжки пенсионных удостоверений в РФ отменены. Поэтому сегодня данные документы не выдаются, не изменяются и не восстанавливаются. Их равнозначная альтернатива в 2019 году – справка о размере пенсии. За получением бумаги не обязательно обращаться в ПФР по месту прописки – проще посетить ближайший МФЦ (многофункциональный центр).
Что это такое
Пенсионное свидетельство до 2015 г. подтверждало право своего владельца на:
- субсидии при внесении коммунальных платежей, взносов на содержание жилья и капремонт;
- бесплатный (льготный) проезд в общественном транспорте;
- скидки в продовольственных магазинах;
- ряд преференций, доступных только пенсионерам.
- льготные билеты на культурные, спортивные, развлекательные мероприятия.
Справка о размере пенсионного обеспечения (иных полагающихся пособий) имеет такие же полномочия. Она содержит в себе сведения:
- Личные данные гражданина: Ф.И.О., дата рождения.
- Место прописки, проживания.
- СНИЛС.
- Номер персонального дела пенсионера.
- Информация о территориальном ПФР, где зарегистрирован гражданин.
- Подтверждение факта назначения пенсиона.
- Основание для выплаты, разновидность пенсии.
- Размеры государственного содержания.
- Период выплаты пособия.
- Срок действия справки в случае, если пенсия не пожизненная.
Данный документ сегодня – полноценное подтверждение статуса получателя пенсии. Если государственное содержание было оформлено ранее 1.01.2015, у гражданина может быть старое пенсионное свидетельство. Оно продолжает являться достаточным подтверждением социального статуса нетрудоспособного гражданина.
Справки предоставляется МФЦ по территориальному принципу – граждане обращаются в центры по месту жительства. Получить справку в организации может и сам пенсионер, и его законный представитель (при оформлении нотариальной доверенности).
С 1.01.2015 вместо пенсионных свидетельств выдаются справки о размере пенсии. Их оформляют в отделениях МФЦ, ПФР.
Пошаговая инструкция действий в МФЦ
Для удобства граждан процедура получения пенсионных справок упрощена. Первым делом граждане подготавливают необходимую документацию:
- Паспорт.
- СНИЛС.
- Заявление по образцу.
Бланк последней бумаги выдается непосредственно в МФЦ – его нужно заполнить по образцу. В отдельных случаях потребуется дополнительная документация:
- В случае обращения законного представителя пенсионера: гражданский паспорт, доверенность. Допускается обычная расписка с указанием информации: паспортные данные пенсионера и поверенного, дата составления документа. Если доверенность нотариальная, то представителю необязательно предъявлять паспорт.
- В случае обращения представителя недееспособного гражданина, ребенка-инвалида: документ, подтверждающий факт попечительства, опеки.
Вторым этапом занимают очередь на прием удобным способом:
- Предварительная запись. Доступна на сайте местного МФЦ. Однако для подачи заявки требуется предварительная авторизация (или регистрация) на Госуслугах. Второй вариант – звонок на Горячую линию МФЦ либо на контактный номер ближайшего к дому центра.
- «Живая» очередь. Гражданин приходит в удобное время в МФЦ, берет в терминале талон, ожидает, пока освободится компетентный в вопросе сотрудник.
Обратившийся предъявляет работнику МФЦ документацию, заполняет, подписывает заявление. Если все нужные бумаги представлены, в них нет неточностей или ошибок, заявителю выдают расписку в получении документации. В ней также указано, когда следует явиться за справкой. Стандартный срок – не более 5 рабочих дней с момента обращения.
Возможно отслеживать статус выполнения работы по номеру расписки на официальном портале МФЦ (или позвонив на Горячую линию). В ряде городов введено СМС-информирование граждан о готовности услуги. Чтобы получить сообщение, пенсионер указывает в заявлении свой мобильный номер.
В определенную дату гражданин является в МФЦ за справкой. В некоторых регионах документ могут отослать посредством ПФР заказным письмом на почтовый адрес заявителя.
Для получения справки нужно заполнить заявление, предъявить паспорт и СНИЛС.
Оформление в ПФР
Другой вариант– обращение в отделение ПФР по месту регистрации. Велика вероятность, что в другом подразделении Пенсионного фонда откажут в обслуживании.
Распространенный вариант – личное обращение в порядке «живой» очереди. Пенсионер предъявляет свой паспорт, СНИЛС, заполняет заявление. С нотариальной доверенностью получить справку может его представитель.
Заявителю дается расписка с указанием даты готовности документа. За ним не обязательно приходить – можно оформить доставку на свой почтовый адрес заказным путем.
Услуга предоставляется также в электронном формате:
- Сайт ПФР – раздел «Заказ документов».
- Госуслуги – раздел «Установление страховых пенсий…», подраздел «Выдача справки».
Гражданин регистрируется, авторизуются на указанных порталах, составляет электронную заявку. Однако справку можно получить только при личном визите в отделение ПФР.