Как получить новое пенсионное удостоверение в 2019 году

Социальный статус пенсионера предполагает право гражданина на преференции: субсидии, льготы, скидки. Для их обретения ранее предъявлялся специальный документ – пенсионное удостоверение. С начала 2015 г. он упразднен – книжку заменила бумажная справка формата А4. А в 2019 г. можно воспользоваться другой альтернативой – электронной картой пенсионера.

Пенсионные удостоверения

Что это такое

Пенсионное удостоверение (ПУ) – документ, подтверждающий, что предъявитель является получателем пенсии. Социальной или страховой, по старости или инвалидности, гибели кормильца.  Получение пенсионного удостоверения давало право на льготный проезд в транспорте, скидки в социальных магазинах, субсидии на коммунальные платежи, покупку льготных билетов на стадионы, выставки, в музеи и театры.

ПУ – красная книжка с гербовой обложкой. Ее страницы были защищены водяными знаками. Важные элементы документации: фотография пенсионера, гербовый оттиск, информация о назначении пенсии. Документ подтверждал право на получение пенсии в определенном размере, но не был достаточным удостоверением личности, как гражданский паспорт.

Однако ПУ отменено не у всех пенсионеров. Получателям государственных пенсий до сих пор выдаются собственные свидетельства, которые также предъявляются для получения льгот и преференций. Это служебные удостоверения бывших чиновников, военнослужащих, сотрудников Минобороны, ФСБ, МВД.

В 2015 году пенсионные удостоверения полностью отменены. Их сегодня заменяют справки о размере пенсии.

Вместо удостоверения – справка

Однако в 2015 г. документ упразднили – к тому времени ПФР сформировал электронную базу данных. Межведомственный доступ к системе получили государственные учреждения, инстанции, куда может обратиться пенсионер.

Подтверждать свой статус уже нет надобности – только предъявить паспорт, СНИЛС. На основе этих данных сотрудник организации оперативно узнает статус посетителя в системе ПФР.

Но электронная база Пенсионного фонда осталась закрытой для социально ориентированного бизнеса. Чтобы подтвердить свой статус в магазине, культурном учреждении, центре услуг, пенсионеру нужно оформить в ПФР, МФЦ справку о размере пенсии. Эта бумага стандартного размера А4 с 2015 г. – равноценная замена прежнего удостоверения-книжки.

Информация на листе повторяет все данные, ранее вносимые в пенсионное удостоверение. Причиной его отмены был и финансовый фактор: прекращение выпуска книжек стало мерой экономии государственного бюджета.

Как получить, восстановить удостоверение

С 2015 г. новоиспеченным пенсионерам выдаются только бумаги-справки о назначении пенсии. Однако ПУ, выданные гражданам, вышедшим на заслуженный отдых ранее, остаются действительными. Книжку, как и справку, предъявляют для подтверждения права на преференции.

Если ПУ утеряно, повреждено, то новое удостоверение вместо него уже не выдается. Пенсионер может оформить только бумажную справку. Процедуры получения и восстановления почти идентичны. Гражданину следует обратиться:

  • В удобный МФЦ по месту жительства.
  • В отделение ПФР по месту прописки. Есть вероятность, что в другом отделении фонда гражданину могут отказать в обслуживании.

Набор необходимой документации одинаков:

  • гражданский паспорт;
  • СНИЛС;
  • заявление.

Последняя бумага непосредственно заполняется при обращении (образец предоставляется сотрудниками ПФР или МФЦ). Дополнительно могут потребоваться документы:

  • Для законных представителей: собственный паспорт, нотариальная доверенность.
  • Для опекунов недееспособных граждан: свидетельство установления опеки.
  • Для родителей детей-получателей пенсии: свой паспорт, свидетельство рождении ребенка.

Процедура выдачи справки упрощена. Для оформления ПУ требовалась трудовая книжка, свидетельства о браке и рождении детей, справка с места обучения или о доходах с места работы, выписка, подтверждающая открытие банковского счета. Сотрудники ПФР могли попросить гражданина предоставить дополнительные бумаги. Например, если в трудовую книжку занесены не все периоды работы.

Когда заявление составлено правильно, а в предоставленных документах нет ошибок, сотрудник ПФР, МФЦ выдает гражданину расписку о принятии бумаг. В ней указано, когда будет готова пенсионная справка. Максимальный срок изготовления – 5 рабочих дней.

Статус готовности д можно отслеживать на сайте МФЦ по индивидуальному номеру расписки. В некоторых городах доступно удобное СМС-информирование: в заявлении нужно указать мобильный номер для уведомления о готовности справки. За документом не обязательно приходить – можно пометить необходимость доставки на свой почтовый адрес заказным письмом.

Справки о размере пенсии оформляются в ПФР или МФЦ. Заявителю необходимо представить паспорт и СНИЛС.

Нововведения 2019 г.

В 2019 году получение замены ПУ, справки о размере пенсии, можно упростить:

  1. Предварительная запись. Услуга доступна в МФЦ: гражданину не требуется ожидание в «живой» очереди. Позвонив по Горячей линии МФЦ или по контактному номеру его территориального отделения, можно записаться на удобную дату и время.
  2. Электронное заявление. Для заказа справки не обязательно посещать ПФР. Можно составить электронное заявление на Госуслугах или официальном портале Пенсионного фонда. Однако для получения документа необходим личный визит в отделение ПФР.

В 2019 г. неудобная и недолговечная бумажная справка становится неактуальной – приходит на смену цифровое пенсионное удостоверение. Оно представляет собой QR-код, в котором зашифрованы контактные данные, информация о назначенной пенсии и положенных льготах.

Новые пенсионные удостоверения не нужно оформлять и получать. Они доступно пользователям смартфонов – достаточно скачать мобильное приложение ПФР. При авторизации в программе автоматически появится личный код.

Так как проект пилотный, цифровое удостоверение принимается не во всех организациях. Но уже применяется в магазинах «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток».

Ссылка на основную публикацию