Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин и мужчин

Начало 2020 года в Беларуси ознаменовалось очередным повышением возраста оформления пенсий. Это очередной этап пенсионной реформы, запущенной Александром Лукашенко в 2017-м. Хоть последним годом ее действия считается 2023-й, и эксперты, и простые белорусы считают, что на этом пенсионные преобразования не прекратятся.

Обновления 2020 года

В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.

На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:

  • Для граждан — 62 года.
  • Для гражданок — 57 лет.

Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:

  • Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
  • Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
  • Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.

Таблица повышения пенсионного возраста на 2019-2023 гг.

Чтобы не запутаться с возрастом оформления пенсии, белорусские граждане могут воспользоваться таблицей:

Год/ пенсионный возраст (лет) 2019 2020 2021 2022 2023
Граждане 61,5 62 62,5 63 63
Гражданки 56,6 57 57,6 58 58

Важно сверяться со своим годом рождения и периодом, с которого возможно оформить пенсион.

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Дата рождения женщины 1-е полугодие 1963 2-е полугодие 1963 1-полугодие 1964 2-полугодие 1964 1965
Дата рождения мужчины 1-е полугодие 1958 2-е полугодие 1958 1-е полугодие 1959 2-е полугодие 1959 1960
Возможность оформить пенсию (для обоих полов) 2-е полугодие 2019 2-е полугодие 2020 2-е полугодие 2021 2-е полугодие 2022 2023

Увеличение страхового стажа в 2020 году

Вместе с повышением возраста оформления пенсии в Беларуси увеличился и страховой стаж — минимальный период, на протяжении которого нужно перечислять взносы в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения). В 2014-м он составлял 10 лет, в 2015-м — уже 15.

С 2015-го увеличение страхового стажа проходит по четкой схеме: каждый год — на 6 месяцев. В 2020 году он равняется уже 17,5 годам. Увеличение прекратится только к 2025-му, когда минимальный стаж страховых отчислений составит 20 лет. Впрочем, существуют мнения, что он продолжит повышаться и в дальнейшем.

Понятия «минимальный трудовой стаж» в современной Беларуси уже не существует. Для получения пенсии по возрасту сегодня не важно количество честно проработанных лет. Учитывается только период, на протяжении которого гражданин исправно отчислял пенсионные взносы в Фонд соцзащиты населения. Неофициальная, «серая» трудовая занятость здесь не учитывается.

В таблице — наглядный пример повышения страхового стажа для белорусов.

Год: 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Стаж (лет): 17 17,5 18 18,5 19 19,5 20

Нехватка страхового стажа — серьезная проблема для будущих пенсионеров. Грозит тем, что пожилому человеку будет назначен самый минимальный социальный пенсион — порядка $ 50 (около 3200 российских рублей). Такое положение дел при этом не считается нарушением прав человека, так как реформа распространилась только на работающих людей, а не на тех, кто уже оформил пенсию.

Однако правозащитники отмечают, что немало белорусов стали «заложниками ситуации»: их коллеги, буквально за полгода раньше вышедшие на заслуженный отдых, оказались с приличным обеспечением, в то время как чуть младшим сотрудникам приходилось работать еще минимум полгода, чтобы получить право на достаточный пенсион. Притом в условиях, когда человек предпенсионного возраста до сих пор обладает низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Прогнозы экспертов

Специалисты уверены, что увеличение пенсионного возраста для белорусов не прекратится к 2023-му. Вероятнее, к тому времени правительство подготовит следующую реформу. Большинство мнений сходится к мысли, что главным образом она коснется женщин. Возможно, пенсионный возраст для гражданок повысится до 60 лет. Такое предложение рассматривалось при подготовке реформы 2017 года, но в конечном счете от него отказались.

Повышение пенсионного возраста для гражданок вызвано и тем, что женщины в Беларуси живут на десятилетие дольше:

  • пенсионеры — 69,3 года;
  • пенсионерки — 79,2 года.

Идею необходимости дальнейшего (после 2023 года) повышения пенсионного возраста поддерживает Международный валютный фонд, предоставляющий Беларуси кредиты в обмен на следование ряду обязательств. Более того, в 2016 году МВФ уже выступал с предложением повышения пенсионного возраста в стране и для граждан, и для гражданок до 65 лет.

Причина этого — в двух негативных факторах: систематической миграции белорусов из родной страны и низкой рождаемости. На сегодня каждый 4-й гражданин — человек преклонного возраста. В будущем старение населения еще более усугубится: через 30 лет число пенсионеров превысит число людей трудоспособного возраста.

О том, что действующий пенсионный возраст — «непозволительно» ранний, говорит и статистика. На конец 2018-го в Белоруссии было зарегистрировано 2 102 000 пенсионеров именно по преклонному возрасту. При этом каждый четвертый из них продолжал работать. В Минске число трудящихся пенсионеров составило и вовсе 35 %.

Прогнозируется, что в будущем рождаемость в стране продолжит снижаться, а число трудоспособных людей не будет увеличиваться. Чтобы спасти экономику государства от кризиса, выход — в дальнейшем повышении возраста выхода на пенсионное обеспечение.

Принесла ли пенсионная реформа 2017 года значимую пользу Беларуси, пока что говорить рано. Известно однако, что летом 2019 года Президент поручил своему аппарату проверить ее эффективность. Уже объявлено: в 2020 году планируются новые значительные поступления из государственного бюджета в ФСЗН.

Ссылка на основную публикацию